yogablog: (dima)
[personal profile] yogablog
Меня часто спрашивают "какой йогой ты занимаешься?".
То, что преподаёт мой учитель, он называет Танден Аштанга Випашьяна.

Что такое Танден? (синонимы Хара, Даньтянь) - это такая область, которая находится чуть ниже пупка (на 3-4 пальца)в которую можно и нужно н аправлять свое внимание, использовать как опору на медитации или во время занятий йогой или боевыми искусствами. Почему именно там? Если направить свое внимание в какую-либо другую область, то это может быть опасным - например, область сердца или головы (межбровье). Такие точки концентрации могут не очень хорошо повлиять на психику и самочувствие в дальнейшем.

Хочу привести главу из книги Hara: the vital center of man перевод которой мы сделали своими силами, как могли, для сугубо личного пользования (так что не судите строго)



Сато Цуджи: учения  о человеческом теле.
Сато Цуджи – современный японский мыслитель,  который обладает  широким пониманием Западной философии.  Для него, как это принято в восточной традиции,  «философия» означает нечто большее, чем объяснение человеческого существования методом одних лишь  измышлений.  Это понимание включает в себя комплексное осознание «вместе с телом» того, что было понято умом.
Человеческое тело, являясь «воплощением соединенных функций «активного я», отличается от  неодушевленных тел и организмов других живых существ. Он говорит: «Человек  только лишь в своей самой маленькой ипостаси является материальным телом, этакой штукой…  объектом. В своей же следующей ипостаси он - просто живой организм, из плоти и крови. Но, являясь именно человеческим, этот организм наделен независимым умом, который формируется вместе с его телом в неразделимом союзе. Отдельно взятый человеческий организм есть судно, следующее по своему Пути, и то, чему он нас учит, является учением Пути,  понять который  в состоянии лишь все тело комплексно».
«Человеческое тело по своей сути является телом Дхармы, телом Логоса. Оно является самым прямым проявлением Дхармы». И только в том случае, когда человек  проживает со своим телом великий закон Жизни, который изначально заложен в нем, он способен в полной мере реализовать предначертанную ему судьбу.
Согласно Сато Цуджи,   роковая ошибка Западных философов заключается в том,  что в их отношении к телу присутствует мощный интеллектуальный компонент, то есть  они всегда относятся к нему как бы снаружи, так, словно оно не является неотделимой частью их собственного активного «я»».
Ниже мы  приведем некоторые отрывки из работы Сато Цуджи «Учения о человеческом теле»,  относящиеся непосредственно к Хара. Достижение центра равновесия в области Хара и все, что связано с этим – формирует ключевые понятия философии Цуджи. С физической точки зрения эта область является координационным центром всего живого организма. С точки зрения человека это поистине важнейшая область. Но тогда Хара стоит понимать как  «фундаментальный источник силы», а не как некую точку, имеющую анатомические координаты. Это «место, где сидит жизнь» следует изучать не по внешнему описанию  - а изнутри.
Отрывки из работы Сато Цуджи (существенно адаптированные во время перевода)
То «Я», которое полностью постигло себя ( attained to itself) проявляется автономным отрицанием  или сопротивлением гравитационному полю Земли. Любой предмет находится полностью во власти  силы земного притяжения. Тело животного в состоянии автоматически превозмогать эту силу, чтобы двигаться. Человеческое же тело в  своем отрицании подчиняться земному притяжению являет собой и проявление независимой воли. Природа этого само-тела  проявляется свободой его движения и вертикальным расположением туловища.
Если брать «прямохождение» в качестве основной отличительной черты homo sapiens,  то суть, характер Человека, выражается в намерениях, обусловивших обстоятельства, при которых это прямохождение стало актуальным. Чтобы сохранять такую позицию,  необходим тонус силы воли. Когда он уменьшается, то связки и мышцы слабеют и человек принимает такую позу, при которой область  живота и диафрагмы сдавливается.  Таким образом,  абсолютно необходимо   сохранять область поясничных позвонков в вертикальном положении усилием воли, иначе они возьмут свое и естественным образом согнутся под весом верхней части тела. Эта позиция показывает, что  самая примитивная, самая материальная настройка берет верх и что активное «я» может превратиться в пассивное.
Самая важная, самая сильная, а также самая чувствительная часть тела и (и потому союза «душа-тело»), называется кюйшо. Она находится во всей нижней части туловища, ниже уровня пупка. Эта область называется коши. Таким образом,  принцип само-поддерживания заложен  в коши. Если коши не заполнена силой, то тело  не будет иметь центра  силы в себе самом  и  поддастся внешним силам по отношению к себе, например силе земного притяжения. Части тела тогда попросту перестанут работать. Тело потеряет свое значение как вместилище независимой жизни.
Мощная, прямостоящая коши подтверждает активную телесную конструкцию человеческого существа. Если верхняя часть тела тяжелая, а нижняя часть –слабая, то можно сказать, что  нижняя материальность доминирует над верхней. Соответственно,  тяжелый низ, соединенный с легким верхом указывает на то, что  индивидуум живет, уступая нижней материальности. Только это соответствует  истинной логике жизни. И психологические нормы соглашаются с этим.
Если держать туловище ровным,  отпуская и утяжеляя  область коши, то ничто не мешает свободной циркуляции крови, в результате чего  человеку становится тепло. Прохладная голова, теплые ноги – издревле эти симптомы трактовались как признаки хорошего здоровья.  В то время как горячая голова и холодные ноги, холодная поясница, холодные ягодицы -  указывают на проблемы со здоровьем. Хэкуин Зенши  говорит:  «Принцип заботы о здоровье заключается в том, чтобы содержать  верхнюю часть тела в свежести и прохладе, а нижнюю – в тепле.»
Чтобы получилась правильная позиция,  необходимо наполнить  нижнюю часть живота  силой всего тела. Наполнить коши силой  - обозначает чуть напрячь абдоминальные мышцы.  Если сделать это правильным образом, то  в результате этого напряжения возникнет точка концентрации ниже пупка. Эта точка является  центром  союза человека и его тела. Она называется танден.  Искусство активации этой точки заключается в снятии напряжения со всех остальных частей тела и в концентрации его конкретно в этой области. С древних времен это искусство культивировалось в будо- пути рыцаря, в гедо -пути художника и в садо – пути медитативного сидения.
Точка, которая является вместилищем для субъекта человеческой жизни,  должна осознаваться изнутри.  Точно как сам этот субъект, то есть жизнь, невозможно рассмотреть снаружи,  так и точку эту нельзя рассматривать как некий анатомический фактор.  Субъект никогда не может стать объектом для узнавания.
Метод  смотрения внутрь, которому учил Хэкуин Зенши, заключается  в том, что  практикующий ложится на спину,  выпрямляет ноги, крепко удерживая их вместе,  и собирает силу всего тела в область центра. Этот метод Хэкуина  хорош для соединения всего тела  «воедино». Если растягивать  мышцы, связанные с коленями, направлять силу в  ноги и в коши, то с восторгом можно ощутить, как все тело наполнено силой. Затем следует забрать это ощущение силы из ног и перемесить его обратно в коши, и, таким образом, практиковать ощущение этой силы исключительно в области коши.

Едва человек становится на ноги, становится очевидным и его центр гравитации. Сейчас искусство смотрения внутрь следует  практиковать в вертикальном положении. Для начала, важно  поместить ноги крепко на землю и позволить подошвам как бы приклеится. В то же время,  нужно напрячь коленные мышцы и направить свою силу в ноги.  Ноги тогда станут крепкими,  как стволы деревьев и коши человека наполнится силой.  Затем нужно взять эту силу из ног и направить обратно в коши. В момент, когда  вся сила будет собрана в  коши, следует  поставить ноги на землю уже силой коши.
Наполнение коши силой естественным образом рука об руку идет с процессом выдоха.  Во время вдоха мы забираем силу из  живота, но, в то же время сохраняем правильное состояние в коши. Затем вдыхаемый воздух входит сам собой  в верхнюю часть живота и наполняет его. В конце вдоха область нижней Хара становится  сильной самой по себе, и вы можете  вполне естественно и мягко переключиться к выдоху.  Переход от вдоха к выдоху и наоборот должен осуществляется совершенно гладко, и ничто не должно отвлекать дыхание  в это время.
Когда все мышцы тела входят в состояние правильного для них баланса, область живота становится  вогнутой  во время выдоха, но нижняя часть живота  легонько выступает вперед. Это отнюдь не означает, что переднюю стенку живота следует выпячивать умышленно. Размеры и очертания  нижней части  тела, видимые со стороны,  меняются совсем незначительно, чего не скажешь об ощущении их наполненности. Нижняя часть живота влияет на переход от пустоты к  наполненности, хотя реальный видимый объем изменяется лишь незначительно.
В этом упражнении вдох короткий, в то время как выдох длинный, за счет укрепленной области Хара. Но это  не значит, что следует экономить выдыхаемый воздух. Нужно слегка втянуть подбородок, раскрыть поверхность Хара и сильно, в полном объеме изгнать воздух из себя. Этот выдох, приближаясь к своему завершению, должен стать толще, как дубинка. Если поверхность Хара лишена силы, выдох  становится поверхностным и астматическим, но если дышать действительно оттуда, то  дыхание сделается мощным и текущим.
Нижняя часть живота и ягодицы дополняют друг  друга, как передняя и задняя стенки у основания древесного ствола. Таким образом они создают особенный союз. Сила коши формирует крепкую основу туловища. Разрешая силе наполнять коши обозначает, что мы  «утяжеляем» ягодицы и чуть напрягаем, укрепляя, нижнюю часть живота. Если ягодицы напряжены и поджаты, а нижняя часть живота напряжена, одновременно при этом чуть выпирает вперед, то основание такого туловища станет крепким, как камень. Тазовая кость тогда ощущается уверенно между ягодицами и нижней частью живота, формируя четкую телесную перпендикулярную конструкцию.
Позволять силе стремиться в танден - не означает просто перекинуть вес с верхней части тела вниз. Когда мы позволяем силе плавно наполнять  коши, нижняя часть тела, несущая верхнюю его часть, получает эту силу как бы «по умолчанию». Таким образом, было бы ошибочно искать источник силы для коши в верхней части тела. Если пытаться эту силу  насильно «впихнуть» в танден, то тело накренится, потеряет свою естественную форму и верхняя его часть все равно останется доминирующей. Сила, наполняющая коши, должна, по сути, быть силой, которая действует так, как если бы верхняя часть туловища не существовала бы вовсе. Таким образом, следует собирать силу всего тела в основание туловища, так, чтобы телесный перпендикуляр произрастал прямо из  центра земли. Коши несет верхнюю часть тела той силой, что стремится снизу вверх. Когда эта сила лежит в области танден, то ягодицы также сокращены.

При неправильных положениях, может лишь казаться, что туловище поддерживается, но на самом деле тело стремится отклониться назад и держится вертикально только с трудом. Это значит, что нижняя часть живота поддается  силе земного притяжения, в то время как верхняя часть пытается побороть его. Тут, «активная»  человеческая позиция, которая обычно борется с силой притяжения, перестает быть эффективной. Акт «выпрямления», знаменующий  собой независимый характер человека, дает путь пассивности. Эта поза, которая отрицает независимый характер человека – уродливая. Так как  человеческое существо является в то же время и божественным созданием, форма его тела должна быть гордой, благородной. Сохранение коши тонусным и расправленным,  на самом деле и является самым важным  внешним выражением союза души и тела.
Так как неправильное положение верхней части тела предполагает, что оно сидит на скрюченной нижней своей части - мышцы груди, плечи, шея  или голова становятся спазмированными и облегчить это состояние может лишь массаж или растирание. Чтобы устранить изначальную причину этих спазмов, нужно выпрямить позвоночник и принять правильное положение.
Правильное положение, которое позволяет телу сохранять его перпендикулярную позицию, является единственным  способом достичь такого уровня внешней формы, которая продемонстрировала бы собой единство жизни за пределами дуализма. Человеку следует избавиться от плена эго, которое и является провокатором различного рода спазмов и «затеканий» с онемениями в различных частях тела. Тогда возникнет состояние «уменьшения эго». Но даже на самом краю пропасти оно может снова на нас набросится.
Положение, при котором нижняя часть тела тяжелая, а верхняя легкая, строится неизбежно при условии сильного коши и выступающей нижней части живота. При принятии правильного положения, область коши становится крепкой, как камень. Тогда не остается уже ничего другого кроме как позволить силе вполне естественно течь в нижнюю часть живота. Эта сила напряжет абдоминальные мышцы приятным образом и даст жизненную силу всему организму.  Напряжение нижней части живота достигает своего пика во время выдоха – оно так сильно, что если в этот момент произвести удар кулаком, то он отскочит. Хэкуин Зенши, в своей книге  «Ясенкава» сравнивает такой живот с  мячом, по которому еще не ударили бамбуковой палкой, подразумевая, что мяч этот наполнен силой и эластичностью.
Напряжение груди, подтягивание мышц , уплощение нижней части живота – все это двигает центр гравитации вверх и таким образом ведет к нестабильности. Грудь должна быть совершенно свободной. Необходимо сделать осознанное усилие, чтобы открыть, расслабить и успокоить область груди, никогда не напрягая ее. Вся телесная сила должна лежать исключительно в области коши, которая является прикорневой частью туловища. Мышцы всего тела должны естественным образом стремиться к области коши. Когда эта область наполнится силой и когда верхняя часть тела и шея станут свободными, то движение  каких-либо суставов  - или вообще любое усилие – выражает собой целостность и союз, центрирующийся  в тандене и не производит  никакого напряжения или беспокойства. Таким образом,  каждое конкретное движение, которое всегда где-то локализовано, становится существенным, замечательным бытием в  пустоте.
При «забирании» силы из груди, следует одновременно позволять верхней части живота немножко прогибаться внутрь. Верхняя часть это та немного впалая область под грудной клеткой и над пупком, делящим живот на его верхнюю и нижнюю части. Если наклониться, то область коши также прогнется внутрь. Тем не менее,   можно собрать силу всего тела  в области танден  только в том случае, когда он тоже начинает прогибаться. Область коши держится прямо, нижняя часть живота напрягается только во время выдоха. Вдох следует совершать пустой расслабленной грудью. Тогда воздух наполнит верхнюю часть живота и естественным образом «надует» область выше пупка. При выдохе, сила мышц сосредотачивается в нижней части живота. Тогда верхняя часть естественным образом стремится немного вовнутрь, как будто «всасывается».

Если рассматривать коши как самую важную область для обретения правильной позиции, то можно сказать, что следующей очень важной областью является шея. Коши и шея являются  самыми нестабильными частями тела.  Таким образом,  для достижения правильной позиции, необходимо следить, чтобы эти две области были в порядке. Голова крепится к туловищу посредством  тонкой и подвижной шеи. Если держать  голову неправильным образом,  то, по сути, весь ствол тела будет поделен на голову и туловище, каждое из которых будет обладать своим собственным центром гравитации. Таким образом, это становится проявлением дуализма. Чтобы достичь единства во всем теле, следует побеспокоиться о том, чтобы центр, отвечающий за равновесие головы, находился исключительно на одной линии с позвоночником. Нижняя челюсть у многих людей в расслабленном состоянии немножко отвисает вниз. Необходимо подтянуть подбородок и следить, чтобы уши находились ровно над плечами. Так, как учили великие мастера – нужно крестцовый отдел позвоночника выпрямить и силу оттуда направить в шею, то есть подтянуть подбородок настолько, чтобы «начало болеть за ушами». При правильной позиции, сила, которую вкладываешь в коши и сила, которая отвечает за подтянутый подбородок – очень тесно связаны. Если послабить силу, которая отвечает за коши, то и подбородок «выпадает» слишком вперед.
Поместить силу в шею и подтянуть подбородок, не означает, что в последний нужно вкладывать такое же количество силы, как в коши, это просто означает, что шейные мышцы нужно держать под контролем. «Если будете пытаться подтянуть подбородок и не обратите внимание на коши, то выемка в животе и грудь невольно выпадут вперед» (Окада). Когда грудь выступает вперед, мышцы живота подтягиваются и вся телесная мускулатура смещается неправильным образом. Сила в коши угасает. В этом неправильном, плохом положении, становится вредным наполнять живот с приложением усилий. Потому что коши, являясь основой туловища, является также "седлом" для всего тела; сила, направляемая в шейные мышцы, должна без труда соединяться с силой, направляемой в коши, или, если иначе выразиться, то нужно пытаться взять из коши ту силу, которая будет держать в порядке мышцы шеи.

В состоянии, когда шея и туловище являются одним целым, шейные мышцы не напряжены, а голова находится в таком положении, будто она «взорвалась» из туловища, так, словно она зависла в пустом пространстве. Голова это небеса, а туловище – земля. Только когда небо и земля, которые, по сути, являются частью одного целого, становятся разделенными  в рамках этого одного целого, возникает огромное хорошо контролируемое пространство. Когда сила шеи соединяется с силой танден и когда голова становится частью всей мускулатуры, то движения головы будут всегда ощущаться легкими, текучими, независимо от их характера и амплитуды.

Плечи являются наиболее подвижной частью туловища. Но с их помощью идеальная посадка тела искажается проще всего. При  практике отстройки правильного положения, плечи являются самой важной частью тела. Очень важно позволить плечам опуститься.  Так, как голова отображает Небо, а туловище – Землю, совершенная форма человеческого тела может быть достигнута лишь в том случае, когда плечи расслаблены и  вес тела стремится вниз, в основной центр, таким образом  символизируя истинную пустоту Неба и наполненность Земли. Если втянуть шею, сгорбить, приподняв, плечи – то эти две сущности столкнутся, став примитивными, потянут за собой на более низкий уровень бытия. Большинство слабых людей держат свои плечи скрюченными и приподнятыми. Когда человек пугается  или взволнован, он невольно вскидывает плечи вверх. Тот, кто не вздрагивает плечами когда напуган, а собирает свою силу в нижней части живота, несомненно уже занимался «практикой»  того или иного рода.

Ключевым моментом в процессе расслабления плеч является плавное, нежное движение при их опускании. Так, словно вы позволяете шелковой накидке соскользнуть с вас. Но если поместить в плечи все внимание только для того, чтобы сделать это движение, опуская их, то плечи скорее напрягутся, чем расслабятся. Любая часть тела напряжется, если  специально  помещать туда свое внимание. Потому ничего не остается, кроме как поместить внимание в танден. Только там можно сконцентрировать все свое сознание без каких-либо нехороших последствий. Таким образом, при опускании плеч, лучше стремиться к такому ощущению, будто вы опускаете обе руки, чем отдельно сами плечи. Если поместить в руки немного силы, ощутить так, словно руки находятся отдельно от плеч, то плечевые мышцы успокоятся, станут более расслабленными. Чем спокойнее плечевые мышцы, тем спокойнее все тело. Когда ноги также спокойно протянуты вниз, а плечи «тихи», подбородок подтягивается сам по себе. Можно сказать, что, таким образом, самый эффективный способ достижения правильной позиции заключается в  правильном опускании обеих рук.
Оба плеча должны находиться на одном уровне и формировать прямую линию, если смотреть сверху. У большинства людей, тем не менее, корни рук стремятся назад, равно как и плечи. В таком случае важно не просто опустить плечи, а и накренить их немножко вперед. Это поза танцора Но, в момент, когда он начинает свой танец, с руками, висящими естественным образом, с веером в правой руке.  Плечи мастера по стрельбе из лука также формируют прямую линию в момент, когда он отпускает стрелу. Если лучник не  позволит плечам опуститься, и не отпускает руки, выбрасывая их чуть вперед, основание левой руки приподнимается, и рука, сжимающая лук, теряет свою силу.
Говорят, что искусство скульптора заключается в вырезании из дерева образа, уже существующего там. Аналогично, для достижения правильной позиции, чтобы освободить уже существующую там идеальную человеческую врожденную осанку, требуется убрать, расчистить спутанные блоки и напряжения, вызванные неправильными поступками. Таким образом, не стоит ловиться на беспокойные усилия при выпячивании нижней части живота, на опускании плеч и так дальше. Лучше повернуть свой ум прямо на союз всего тела, избавляя свое чувство единства  от всякого мусора, ликвидируя все силы, которые противодействуют «единому целому» и, таким образом, актуализировать танден как «седло», вместилище  этого союза.  Эти два  усилия, прилагаемые для сохранения  области коши выпрямленной и для того, чтобы спокойно опустить плечи, существенно отличаются от всех прочих усилий, так как они не делят ум, а, напротив, являются  проводниками в  общее единство тела.
Когда стоишь, вертикально выпрямившись, то сила гравитации в теле  опускается по прямой линии от макушки, через центр в голове вниз по туловищу и выходит между ногами. Если поставить ноги чуть шире, поле гравитации усиливается, а градус стабильности – растет.
Когда область коши расслаблена, то центр гравитации опускается к пяткам и в таком положении человека легко толкнуть, опрокинуть.
Если шагать легко, с ровным корпусом, с областью коши, наполненной силой, с мышцами ног, которые естественно и легко тянутся при ходьбе, то тело не оступится, не перекосится ни в право ни в лево. Тогда идешь параллельно поверхности земли словно по зеркальной глади озера. Такова походка игрока Но. Игрок Но учится ходить с тазом воды на голове. Это правильный способ ходьбы.
Правильная манера сидеть открывают истинную природу человека. Как сказано в  Фуген Сутре «правильное сидение и медитация истинной формы» являет собой прототип любой человеческой «практики». Правильное сидение уже само по себе  является истинной формой человека и полной реализацией ее в первичном человеческом опыте. Телесный акт правильного сидения при свободном самосознании, как всякие прочие хорошие вещи, практика которых среди прочих возможных хороших вещей уже сама по себе хороша,  является также  реализацией абсолютного союза, который  связывает все прочие, вторичные, союзы. Таким образом, мы имеем совершенное состояние, которого человек может достичь, просто лишь практикуя правильный способ сидения.
Философские измышления человека, который  дегенерировал, развиваясь только в мозг и чья поза напоминает медузу – такие мысли остаются исключительно в сфере иллюзий и размытых фантазий, какими бы глубокомысленными и значительными они бы не казались. Только потому, что  это изумительное учение было получено из золотых уст Шака (Шакьямуни, Будды), было произнесено из его благородного  физического тела, его истина выражается опытом, обретаемым в практической реальности.

Date: 2013-11-25 01:33 am (UTC)
From: [identity profile] irenoczka.livejournal.com
Очень неожиданно и интересно.спасибо!

Date: 2013-11-25 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] marie-michel.livejournal.com
Замечательное учение! Спасибо за труд по переводу!

Date: 2013-11-25 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] loco-bird.livejournal.com
Никак не могу согласиться с первым утверждением.

Работа с нижними центрами - это, безусловно, очень важно, это то, с чего нужно начинать, но самый тонкий вкус у медитации появляется при работе с верхними центрами - сердцем, третьим глазом. Раскрытие сердца - это сама квинтэссенция йоги как единения души с божественным началом.

Да, психика на этом пути не у всех справляется, но для этого и нужен рядом опытный учитель.

И оно того стоит. Заниматься йогой без работы с верхними центрами - это все равно, что приехать на море и ни разу не искупаться. Если, конечно, рассматривать йогу как духовную практику, а не только работу с физическим телом.

Profile

yogablog: (Default)
yogablog

March 2014

S M T W T F S
      1
2345678
910 11 12131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 18th, 2017 07:36 am
Powered by Dreamwidth Studios